Тарифная политика предприятий водопроводно-канализационного хозяйства
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
Законом регулируются следующие тарифы:
- тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения;
- тарифы на подключение вновь создаваемых и(или) реконструируемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
- тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
- надбавки к тарифам для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Закон относит к организациям коммунального комплекса любые предприятия, осуществляющие деятельность в области водоснабжения и водоотведения независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с законом, все виды деятельности организации коммунального комплекса делятся на две группы:
- текущая деятельность организации коммунального комплекса в области водоснабжения и водоотведения;
- деятельность по комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры - строительству и(или) модернизации, используемых в области водоснабжения и водоотведения.
Потребности в объемах и сроках финансирования вышеуказанных видов деятельности определяется раздельно производственной и инвестиционной программой организации коммунального комплекса соответственно.
Тарифная политика предприятий ВКХ должна разрабатываться на среднесрочную перспективу (как минимум на 3-5 лет) и учитывать технологические и организационные изменения, а также программы развития. Например, перед принятием решения об утверждении значительных капиталовложений, которое может потребовать внешнего финансирования, необходимо оценить их влияние на будущие тарифы в последующие годы (например, вследствие увеличения амортизационных отчислений или сумм на обслуживание долга).
Основой расчета необходимого объема доходов для установления тарифов на конкретный год!является годовой финансовый план, который разрабатывается на основе долгосрочного финансового плана предприятия ВКХ. Годовой план должен быть разработан более подробно, чем долгосрочный план.
Прогноз годовой потребности в доходах основывается на опыте предшествующих лет и учитывает такие тенденции и факторы, как макроэкономические показатели, планируемые технологические и организационные изменения, предполагаемые капиталовложения и изменение объемов потребления воды или водоотведения.
Прогнозируемые потребности в доходах могут быть разделены на три основные категории:
R = R1+R2+R3,
где R1- текущие и эксплуатационные расходы - прогнозируемые текущие и эксплуатационные расходы, основанные на суммах, затраченных в прошлом по материалам бухгалтерского учета, откорректированные так, чтобы они могли отражать уровень затрат, которые предполагается иметь в новом году; R2- потребности в капитале - прогнозируемые капитальные затраты, обеспечивающие, например, амортизацию, обслуживание долга и прибыль на инвестированный капитал в период действия тарифов; R3- налоги на доход (прибыль) - прогнозируемые суммы налогов, основанные на величине ожидаемого дохода, подлежащего налогообложению, с учетом фактического уровня полученных доходов.
R1=R1.1+R1.2+R1.3 ,
где R1.1-текущие и эксплуатационные расходы для требуемых доходов, включая следующие статьи затрат: зарплата; материалы; электроэнергия; внешние услуги (подрядчики); косвенные налоги и сборы (например, отчисления в дорожный фонд); R1.2 - плата по контрактам или аренде; R1.3 - издержки по безнадежным долгам.
Для составления плана-графика с указанием прямых текущих эксплуатационных расходов на водоснабжение, канализацию и другие виды деятельности, приносящие доходы, с разбивкой по основным структурным подразделениям, собирают данные о фактических и(или) расчетных текущих и эксплуатационных расходах за последние два года, о будущих текущих расходах, детально излагают предпосылки, лежащие в основе этих расчетов.
При расчете затрат также необходимо учесть косвенные затраты, включая затраты вспомогательных подразделений, а также общие и административно-хозяйственные расходы.
«Текущий ремонт» - это ремонт и техобслуживание, которые не являются ни капитальным ремонтом, ни капитальными инвестициями.
На работы по обслуживанию и ремонту, выполняемые вспомогательными подразделениями, применяются определенные стандартные нормы времени, потраченного каждой из вспомогательных служб на проведение обслуживания и ремонта по основным статьям расходов.
Издержки, приходящиеся на административные отделы, например плановый отдел, бухгалтерию, распределяются между основными блоками расходов пропорционально доле расходов по зарплате этих блоков в общем фонде заработной платы.
Если предприятие ВКХ заключает соглашение с частным подрядчиком на предоставление услуг, платежи по контрактам или аренде (R1.2) должны быть включены в расчет тарифа. Если при расчете необходимого объема доходов учитывается арендная плата за основные фонды, то амортизационные отчисления по этим активам исключаются из расчета общей величины амортизации, учитываемой в R2.
Величина арендных платежей должна устанавливаться на основе рыночных условий и определяться в контракте между собственником основных фондов и арендатором (оператором). При расчете этих сумм необходимо учитывать следующие компоненты: стоимость основных фондов и амортизации, стоимость капитала, потребность в инвестициях для развития системы и обеспечения соответствия установленным стандартам на услуги, а также влияние на величину тарифа.
Необходимо образовать структурный резерв, основанный на анализе дебиторской задолженности. Предприятие ВКХ должно отвечать за принятие эффективных процедур взимания платежей, чтобы минимизировать безнадежные долги (R1.3), а администрация должна содействовать пересмотру нормативных документов о списании безнадежных долгов. В ситуации, когда ПВКХ не может принять эффективных мер по обеспечению собираемости платежей, может потребоваться установление большей величины структурного резерва в составе тарифа.
В случаях, когда сумма списанных безнадежных долгов превышает установленный размер структурного резерва, а для реализации эффективных мер по собираемости платежей нет препятствий, предприятие не может иметь права перекладывать избыточные издержки по безнадежным долгам на тарифы. Для него это должно создавать стимул для организации эффективного обслуживания потребителей и процедур начисления и взимания платежей.
Второй составляющей, учитываемой при расчете необходимого объема доходов, являются капитальные затраты, направленные на увеличение производственных мощностей.
Предприятием ВКХ должно быть разрешено включать в расчет потребности в доходах, чтобы обеспечить наличие соответствующих средств для модернизации и замены действующих основных фондов, а также для развития системы, направленного на охрану здоровья и безопасности населения, а также окружающей среды. Капитальные затраты должны включать в себя прибыль на инвестированный капитал.
Следующие затраты на реализацию инвестиционных программ учитываются при расчете потребности в доходах:
R2=R2.1+R2.2+R2.3
где R2.1- амортизация или плановая модернизация; R2.2 - выплата процентов по кредитам и в некоторых случаях основной суммы займа; R2.3 - прибыль владельцев инвестированного капитала.
Амортизационные затраты должны рассчитываться и включаться в потребность в доходах как способ финансирования обновления и замены действующих основных фондов, а также для обеспечения источника финансирования выплаты кредитов, взятых для развития предприятия или для создания резерва для развития системы.
В основе расчета величины амортизации, учитываемой в составе тарифа, должен лежать период технически нормальной эксплуатации активов. Техническая эксплуатационная долговечность активов водоканала не обязательно равна сроку амортизации, принятому для целей налогообложения прибыли.
Капитальный ремонт направлен на поддержание производственных активов в рабочем состоянии. Стоимость капитального ремонта может быть включена в состав производственных затрат предприятия - в амортизационные отчисления. Поэтому предприятие в принципе должно оплачивать капитальный ремонт.