ООО "КОМПЕНС"
Напишите нам: zakaz@kompens.ru
Звоните: +7(499) 938-56-00

Тарифная политика предприятий водопроводно-канализационного хозяйства

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечи­вающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, а также надбавок к це­нам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

Законом регулируются следующие тарифы:

  • тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса производите­лей товаров и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • тарифы на подключение вновь создаваемых и(или) реконструируемых объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
  • тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
  • надбавки к тарифам для потребителей товаров и услуг организаций коммунально­го комплекса;
  • надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Закон относит к организациям коммунального комплекса любые предприятия, осу­ществляющие деятельность в области водоснабжения и водоотведения независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с законом, все виды деятельности организации коммунального ком­плекса делятся на две группы:

  • текущая деятельность организации коммунального комплекса в области водо­снабжения и водоотведения;
  • деятельность по комплексному развитию систем коммунальной инфраструкту­ры - строительству и(или) модернизации, используемых в области водоснабжения и во­доотведения.

Потребности в объемах и сроках финансирования вышеуказанных видов деятель­ности определяется раздельно производственной и инвестиционной программой орга­низации коммунального комплекса соответственно.

Тарифная политика предприятий ВКХ должна разрабатываться на среднесрочную перспективу (как минимум на 3-5 лет) и учитывать технологические и организацион­ные изменения, а также программы развития. Например, перед принятием решения об утверждении значительных капиталовложений, которое может потребовать внешнего финансирования, необходимо оценить их влияние на будущие тарифы в последующие годы (например, вследствие увеличения амортизационных отчислений или сумм на об­служивание долга).

Основой расчета необходимого объема доходов для установления тарифов на кон­кретный год!является годовой финансовый план, который разрабатывается на основе долгосрочного финансового плана предприятия ВКХ. Годовой план должен быть разра­ботан более подробно, чем долгосрочный план.

Прогноз годовой потребности в доходах основывается на опыте предшествующих лет и учитывает такие тенденции и факторы, как макроэкономические показатели, пла­нируемые технологические и организационные изменения, предполагаемые капитало­вложения и изменение объемов потребления воды или водоотведения.

Прогнозируемые потребности в доходах могут быть разделены на три основные ка­тегории:

R = R1+R2+R3,                                                 

где R1- текущие и эксплуатационные расходы - прогнозируемые текущие и эксплуата­ционные расходы, основанные на суммах, затраченных в прошлом по материалам бух­галтерского учета, откорректированные так, чтобы они могли отражать уровень затрат, которые предполагается иметь в новом году; R2- потребности в капитале - прогнозиру­емые капитальные затраты, обеспечивающие, например, амортизацию, обслуживание долга и прибыль на инвестированный капитал в период действия тарифов; R3- налоги на доход (прибыль) - прогнозируемые суммы налогов, основанные на величине ожида­емого дохода, подлежащего налогообложению, с учетом фактического уровня получен­ных доходов.

R1=R1.1+R1.2+R1.3 ,                                                   

где R1.1-текущие и эксплуатационные расходы для требуемых доходов, включая следу­ющие статьи затрат: зарплата; материалы; электроэнергия; внешние услуги (подрядчи­ки); косвенные налоги и сборы (например, отчисления в дорожный фонд); R1.2 - плата по контрактам или аренде; R1.3 - издержки по безнадежным долгам.

Для составления плана-графика с указанием прямых текущих эксплуатационных расходов на водоснабжение, канализацию и другие виды деятельности, приносящие до­ходы, с разбивкой по основным структурным подразделениям, собирают данные о фак­тических и(или) расчетных текущих и эксплуатационных расходах за последние два го­да, о будущих текущих расходах, детально излагают предпосылки, лежащие в основе этих расчетов.

При расчете затрат также необходимо учесть косвенные затраты, включая затраты вспомогательных подразделений, а также общие и административно-хозяйственные расходы.

«Текущий ремонт» - это ремонт и техобслуживание, которые не являются ни капи­тальным ремонтом, ни капитальными инвестициями.

На работы по обслуживанию и ремонту, выполняемые вспомогательными подраз­делениями, применяются определенные стандартные нормы времени, потраченного каждой из вспомогательных служб на проведение обслуживания и ремонта по основ­ным статьям расходов.

Издержки, приходящиеся на административные отделы, например плановый отдел, бухгалтерию, распределяются между основными блоками расходов пропорционально доле расходов по зарплате этих блоков в общем фонде заработной платы.

Если предприятие ВКХ заключает соглашение с частным подрядчиком на предо­ставление услуг, платежи по контрактам или аренде (R1.2) должны быть включены в рас­чет тарифа. Если при расчете необходимого объема доходов учитывается арендная пла­та за основные фонды, то амортизационные отчисления по этим активам исключаются из расчета общей величины амортизации, учитываемой в R2.

Величина арендных платежей должна устанавливаться на основе рыночных усло­вий и определяться в контракте между собственником основных фондов и арендатором (оператором). При расчете этих сумм необходимо учитывать следующие компоненты: стоимость основных фондов и амортизации, стоимость капитала, потребность в инвес­тициях для развития системы и обеспечения соответствия установленным стандартам на услуги, а также влияние на величину тарифа.

Необходимо образовать структурный резерв, основанный на анализе дебиторской задолженности. Предприятие ВКХ должно отвечать за принятие эффективных проце­дур взимания платежей, чтобы минимизировать безнадежные долги (R1.3), а админист­рация должна содействовать пересмотру нормативных документов о списании безна­дежных долгов. В ситуации, когда ПВКХ не может принять эффективных мер по обес­печению собираемости платежей, может потребоваться установление большей величи­ны структурного резерва в составе тарифа.

В случаях, когда сумма списанных безнадежных долгов превышает установленный размер структурного резерва, а для реализации эффективных мер по собираемости пла­тежей нет препятствий, предприятие не может иметь права перекладывать избыточные издержки по безнадежным долгам на тарифы. Для него это должно создавать стимул для организации эффективного обслуживания потребителей и процедур начисления и взимания платежей.

Второй составляющей, учитываемой при расчете необходимого объема доходов, явля­ются капитальные затраты, направленные на увеличение производственных мощностей.

Предприятием ВКХ должно быть разрешено включать в расчет потребности в до­ходах, чтобы обеспечить наличие соответствующих средств для модернизации и заме­ны действующих основных фондов, а также для развития системы, направленного на охрану здоровья и безопасности населения, а также окружающей среды. Капитальные затраты должны включать в себя прибыль на инвестированный капитал.

Следующие затраты на реализацию инвестиционных программ учитываются при расчете потребности в доходах:

R2=R2.1+R2.2+R2.3

где R2.1- амортизация или плановая модернизация; R2.2 выплата процентов по креди­там и в некоторых случаях основной суммы займа; R2.3 - прибыль владельцев инвести­рованного капитала.

Амортизационные затраты должны рассчитываться и включаться в потребность в доходах как способ финансирования обновления и замены действующих основных фон­дов, а также для обеспечения источника финансирования выплаты кредитов, взятых для развития предприятия или для создания резерва для развития системы.

В основе расчета величины амортизации, учитываемой в составе тарифа, должен лежать период технически нормальной эксплуатации активов. Техническая эксплуата­ционная долговечность активов водоканала не обязательно равна сроку амортизации, принятому для целей налогообложения прибыли.

Капитальный ремонт направлен на поддержание производственных активов в рабо­чем состоянии. Стоимость капитального ремонта может быть включена в состав произ­водственных затрат предприятия - в амортизационные отчисления. Поэтому предприя­тие в принципе должно оплачивать капитальный ремонт.

Вернуться к списку

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Искрогаситель ИГС-55
Искрогаситель ИГС-115
Искрогаситель ИГС-45 
Искрогаситель ИГС-120
Искрогаситель ИГС-65
Искрогаситель ИГС-130
Искрогаситель ИГС-80
Искрогасители на дымоход
Сильфонный компенсатор ГОСТ
Уровнемеры для резервуаров
Уровнемеры для емкостей
Подбор сильфонных компенсаторов
Установка сильфонных компенсаторов
Предварительная растяжка сильфонных компенсаторов
Производство сильфонных компенсаторов