Порядок разработки, согласования и утверждения обоснований инвестиций
Заказчик, исходя из целей инвестирования и исследования ситуации на рынке продукции и услуг, с учетом решений и рекомендаций, принятых в программах, прогнозах и схемах развития и размещения производительных сил, и иных материалов составляет ходатайство (декларацию) о намерениях.
Ходатайство (декларация) о намерениях имеет следующую структуру:
- Инвестор (заказчик) - адрес.
- Местоположение (район, пункт) намечаемых к строительству водоводов, сетей предприятия, зданий, сооружений или намечаемых к разработке скважин или группы скважин.
- Наименование предприятия, его технические и технологические данные (например, призводительность станций водоподготовки, протяженность сетей, сопим сооружений и т.д., срок строительства и ввода объектов в эксплуатацию).
- Примерная численность рабочих и служащих.
- Ориентировочная потребность предприятия н сырье и материалах (в реагентах и т.п. )
- Ориентировочная потребность предприятия в водных ресурсах (объем, источник водообеспечения).
- Ориентировочная потребность предприятия в энергоресурсах (электроэнергия, тепло, пар, топливо), источник снабжения.
- Транспортное обеспечение.
- Обеспечение работником и их семьей объектами жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.
- Потребность в земельных ресурсах (с соответствующим обоснованием примерного размера земельного участка и сроков его использования).
- Водоотведение стоков. Методы очистки, качество сточных вод, условия сброса, использование существующих или строительство новых очистных сооружений.
- Возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду: виды воздействия на компоненты природной среды (типы нарушений, наименование и количество ингредиентов - загрязнителей); возможность аварийных ситуаций (вероятность, масштаб, продолжительность воздействия).
- Отходы производства (виды, объемы, токсичность), способы утилизации.
Источники финансирования намечаемой деятельности, учредители, участвующие пайщики, финансовые институты, коммерческие банки, кредиты.
Важнейшим разделом документа является характеристика природопользования предприятия и его возможное влияние на окружающую среду. Экологическая часть «Декларации о намерениях» составляется, как правило, на основе изучения показателей деятельности аналогичного предприятия с последующей корректировкой, учитывающей особенности инвестиционного замысла. На этом этапе должна быть достаточно точно определена потребность в социальных и природных ресурсах, установлены объемы и масштаб загрязнения окружающей природной среды. В документе декларируются, кроме технических параметров объекта: потребность в ресурсах (трудовых, земельных, сырьевых, водных); источники загрязнения (вид, количество) и возможное воздействие на окружающую природную среду; размеры водоохранных зон, санитарно-защитной зоны и зоны влияния объекта; обязательства заказчика по соблюдению экологических требований.
«Декларация о намерениях» направляется в органы местной администрации и по согласованию с ней в заинтересованные ведомства. Как правило, к ним относятся комитет по экологии и природопользованию, комитет по землеустройству, центр госсанэпиднадзора, управление водных ресурсов, управление жилищно-коммунальным хозяйством, управление лесами, инспекция рыбоохраны, росохотинспекция, дирекция по охране и реставрации памятников, центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другие ведомства по усмотрению местной администрации, участвующие в согласовании Акта выбора земельного участка.
На основе данных, приведенных в «Декларации о намерениях», органы местной администрации решают вопрос о предварительном согласовании места размещения объекта и предлагают несколько вариантов площадок. Изменение экологических характеристик объекта в сторону увеличения воздействия приводит к повторному согласованию условий размещения объекта.
При рассмотрении «Декларации о намерениях» территориальными органами Минприроды устанавливающей дополнительные требовании к условиям природопользования, связанные с экологическими характеристиками территории возможного размещения объекта, которые должны быть учтены при разработке коммерческих предложений и обосновании инвестиций.
Достаточно проработанная «Декларация о намерениях», отражающим полную характеристику объекта как в технико-экономическом плане, так и и части соблюдения экологических требований и условий природопользования, позволяет перейти к обработке «Обоснований инвестиций».
Таким образом, уже на этапе формировании, инвестиционного замысла проводится контроль за возможным влиянием объекта на окружающую природную среду.
Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, в случае привлечения к разработке обоснований проектных, проектно-строительных организаций и других юридических и физических лиц, является договор.
Неотъемлемой частью договора должно быть задание на разработку обоснования инвестиций, в котором приводятся исходные данные, основные технико-экономические показатели и требования заказчика.
Примерный перечень данных и требований, включаемых в задание на разработку обоснования инвестиций, состоит из следующих положений:
- Основные данные о заказчике-инвесторе.
- Местоположение предприятия, зданий сооружений, водоводов, сетей и т.п.
- Цель и источники инвестирования, объем предусмотренных финансов средств.
- Пропускная способность, производительность станций, сооружений и других систем.
- Требования к технологии подготовки воды и основному оборудованию.
- Требования к архитектурно-планировочным, конструктивным и инженерным решениям.
- Требования к охране окружающей природной среды.
- Особые условия строительства.
- Основные технико-экономические характеристики и показатели объекта.
К заданию прикладываются:
а) материалы, полученные от местных органов исполнительной власти, в том числе решения по результатам рассмотрения ходатайства (декларации) о намерениях, предварительных условиях на возможное присоединение предприятия (здания, сооружений к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям, картографические ( топографические) материалы, ситуационный план и проч., требования но санитарно-эпидемиологическим, экологическим условиям;
б) устанавливаемые качественные показатели воды на выходе, данные о себестоимости подготовки (очистки) воды;
в) требования по созданию (применению, использованию) технологических процессов и оборудования;
г) другие материалы.
Согласование намеченных в обоснованиях решений по строительству объекта и условий предварительного согласованного места его размещения производится заказчиком или, по его поручению, юридическими и физическими лицами разработчика обоснований.
Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земельных участков в городах и других населенных пунктах, где решение о размещении площадки (трассы) для строительства принимается органом местного самоуправления (администрацией) в соответствии с утвержденной утвержденной документацией (генеральными планами городов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).
Обоснования подлежат государственной экспертизе в установленном порядке.
Материалы обоснований направляются в соответствующий орган исполнительной власти для оформления Акта выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства с приложением необходимых согласований и решения об утверждении предварительного согласования места размещения объекта.
Утверждение (одобрение) обоснования заказчиком осуществляется на основе заключения государственной экспертизы и решения органа исполнительной власти о согласовании места размещения объекта.
Материалы обоснований могут использоваться заказчиком для:
- проведения социологических исследований, опросов общественного мнения и референдумов о возможности сооружения объекта;
- разработки бизнес-плана, обеспечивающего подтверждение кредитору или организации гарантии по кредитам, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия или иного объекта инвестирования в части возможности инвестора выполнения обязательств по долгам;
- переговоров с государственными и местными органами исполнительной власти о предоставлении ему субсидии, налоговых и иных льгот.
В обоснованиях должны выполняться альтернативные проработки, расчеты для всех предложенных земельных участков, в том числе принципиальные объемно-планировочные решения, расчеты по определению эффективности инвестиций, социальных, экологических и других последствий осуществления строительства и эксплуатации объекта, а также по определению убытков землевладельцев, землепользователей, арендаторов, потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка.