ООО "КОМПЕНС"
0 товаров
на 0 руб.

Оценка воздействия объектов хозяйствования на окружающую среду

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) должна проводиться на каждом из этапов инвестиционного проектирования:

  1. Уведомление, предварительная оценка и составление Технического задания ( ТЗ на проведение ОВОС. Заказчик уведомляет органы власти и общественность об основных характеристиках намечаемой им деятельности; проводит предварительную оценку воздействия с целью составления ТЗ и проведения консультаций с общественностью. Эти процедуры целесообразно проводить параллельно со стадией разработки и пред­ставления Декларации о намерениях и получения предварительных условий на проектирование.
  2. Проведение исследований по ОВОС и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия (ПМОВ), которые являются основной задачей этого этапа. Предварительный этап должен включать резюме нетехнического характера быть доступным заинтересованным сторонам. Проведение этих процедур целесообразно совместно со стадией разработки и утверждении «Обосновании инвестиций». ПМОВ является объектом общественных слушаний.
  3. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия (ОМОВ). Учитываются все предложения и замечания, полученные в ходе обсуждения предварительного варианта материалов по оценке воздействия. Окончательный вариант материалов представляется на ГЭЭ и ОЭЭ. Материалы должны включать описание аль­тернативных вариантов деятельности и их экологических последствий, оценку значимо­сти воздействий, описание программ послепроектного анализа, методов и результатов взаимодействия с общественностью и резюме нетехнического характера, а также копию ТЗ на разработку ОВОС. Эти процедуры целесообразно проводить совместно с разра­боткой и утверждением ТЭО (проекта).

Прогноз и оценка значимости воздействий намечаемой деятельности на окружаю­щую среду являются наиболее важными задачами процедуры ЭО. Целью данного этапа является установление того, какие изменения могут произойти в окружающей среде в результате осуществления каждой из рассматриваемых альтернатив, а также оценка важности или значимости этих изменений. Поставленная цель достигается:

  • изучением тех компонентов окружающей среды, на которые может повлиять на­мечаемая деятельность;
  • прогнозированием и анализом возможных изменений в окружающей среде в ре­зультате осуществления намечаемой деятельности;
  • оценкой значимости прогнозируемых изменений.

Различают следующие этапы прогноза и оценки воздействий на окружающую среду:

  • определение источников воздействий (шум от строительства; сбросы сточных вод, поверхностный сток со стройплощадок, выбросы в атмосферу и проч.) и их харак­теристика;
  • описание и анализ окружающей природной среды (анализ текущих характерис­тик окружающей среды);
  • определение индикаторов и ограничений (основной вопрос, на который требует­ся ответить: что собираемся прогнозировать?);
  • прогноз изменений в окружающей среде (природа воздействий, масштаб, вероят­ность);
  • оценка значимости.

Пpoгноз воздействия должен учитывать любые изменения в природной и социаль­но-экономической средах. Как правило, применяется пошаговая схема оценки воздействия на: воздушную среду; поверхностные воды; почвы и подземные воды; шум; экоси­стемы; ландшафты и визуальные воздействия; социально-экономическую ситуацию; культурно-историческое наследие.

При оценке воздействия на водные ресурсы может быть применена следующая схе­ма. Сначала устанавливаются источники забора и сброса сточных вод. Исходными дан­ными являются гидрологические условия водного объекта и категория водопользова­ния. Далее в соответствии с нормативно-законодательными актами устанавливается со­ответствие оцениваемого объекта ВКХ стандартам и лимитам водопользования. В каче­стве методов прогноза могут быть использованы: массовый баланс, модели разбавле­ния, модели экосистем. Па последнем этапе прогнозирования устанавливается значи­мость каждого вида воздействия объекта на водные ресурсы.

Главной задачей послепроектного анализа является оценка воздействия работаю­щих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска  для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Подготовка, также как и проверка документации по ЭО, должна быть (и объективной, научно-обоснованной, понятной и сжатой и выполняться с целью принятия решений и информирования заинтересованных сторон. Тем самым должна oсуществляться проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов требований природоохранного законодательства и стандартам качества окружающей cpeды; положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Функция проверки, верификации или аудирования, которая выполняется на стадии послепроектной экологической экспертизы, определяет:

  • степень соответствия заключения проектной экологической экспертизы установленным требованиям;
  • оценку готового текста заключения проектной экспертизы лицом, принимают решение, целью которого является анализ заключения с точки зрения обоснованности возможности (невозможности) строительства и эксплуатации объекта ВКХ;
  • готовность объекта по критерию медико-экологической безопасности, включая инспекцию органом приемки объекта. Устанавливается соответствие объекта требованиям проектно-сметной документации, определяется качество выполненных строительно-монтажных работ и т.д. и проверяется уровень подготовки объекта по природоохранным вопросам.

При соответствии объекта нормативным требованиям экологической безопасна выдается лицензия на эксплуатацию объекта.

Дальнейшие этапы послепроектной экспертизы охватывают процесс функционирования объекта.

Целями послепроектной стадии ЭО являются:

  • уменьшение неопределенности прогнозов;
  • учет непредвиденных обстоятельств;
  • обеспечение выполнения рекомендаций ЭО;
  • улучшение качества будущих ЭО.

Сначала дается оценка работы объекта, и прежде всего обслуживающего персонала. В ходе проверки персонал должен показать свою готовность решать возможные экологические проблемы, связанные с эксплуатацией объекта. Проверка осуществляется инспектирующими организациями или менеджерами проекта (предприятия). Подготовка персонала оценивается по тому, насколько быстро они могут реагировать в аварийных ситуациях и насколько эффективны окажутся их действия, направленные на предотвращение или ликвидацию крупной аварии на объекте. Эти характеристики очень важны, поскольку от скорости принятия решений и характера реакции на аварийную ситуацию, например аварийный сброс сточных вод, во многом может зависеть вселичина возможного ущерба.

Федеральным законом «О промышленной безопасности» понятие «аварии» pегламентируется как разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (например, хлора).

Кроме того, в задачи послепроектной экспертизы входит оценка методов прогнозирования, т.е. сравнение расчетных результатов деятельности предприятия с фактическими. В РФ экологический аудит пока не получил законодательной поддержки, хотя и нормативиый акт «Основы дологического аудита» подготовлен в Госкомэкологии в 1999 г. Однако на территории РФ действуют Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. В соответствии с эти­ми правилами аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудитор­ских фирм (аудиторов) но осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Экологический аудит может рассматриваться как средство мониторинга, включаю­щее системную, документированную, периодическую и объективную оценку того, на­сколько эффективна организация природоохранных мероприятий.

Процедура аудита в соответствии с правовыми актами Международной торговой палаты должна проводиться на добровольной основе. Однако процедура экологическо­го аудита может носить добровольно-принудительный характер и проводиться по ини­циативе природоохранных органов или общественных организаций.

В законопроекте об экологическом страховании предусматривается создание ко­миссии по экологическому аудиту. На основе оценок комиссии определяется перечень видов деятельности предприятий ВКХ, подлежащих обязательному экологическому страхованию.

Таким образом, ответственность предприятий за загрязнение окружающей среды провозглашается на государственном уровне и предусматривается возможность удовле­творения исков частных лиц, организаций и государства к предприятию - виновнику на­несения экологического ущерба.

Обязательное экологическое страхование рассматривается как механизм управле­ния экологическими рисками.

Вернуться к списку

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Искрогаситель ИГС-55
Искрогаситель ИГС-115
Искрогаситель ИГС-45 
Искрогаситель ИГС-120
Искрогаситель ИГС-65
Искрогаситель ИГС-130
Искрогаситель ИГС-80
Искрогасители на дымоход
Сильфонный компенсатор ГОСТ
Уровнемеры для резервуаров
Уровнемеры для емкостей
Подбор сильфонных компенсаторов
Установка сильфонных компенсаторов
Предварительная растяжка сильфонных компенсаторов
Производство сильфонных компенсаторов