ООО "КОМПЕНС"
0 товаров
на 0 руб.

Экологическое сопровождение и оценка деятельности предприятий

На предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) необходима реализация непрерывного процесса учета экологических факторов: оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и подготовка экологических разделов в рамках технико- экономического обоснования (ТЭО) или проектов; экологическая экспертиза; послепроектный анализ; экологические аудит; сертификация, лицензирование использования природных ресурсов; страхование.

Этапами экологического сопровождения хозяйственной деятельности являются:

  1. Планирование и согласование планов реализации деятельности. Здесь разраба­тывается и утверждается предпроектная и проектная документация. Этап предусматри­вает проведение ОВОС.
  2. Создание объектов планируемой деятельности, обеспечивающих ее реализацию (строительство водозаборных сооружений, зданий насосных станций, реагентного хозяйст­ва, очистных сооружений, прокладка трубопроводов). Этап предусматривает мониторинг.
  3. Осуществление планируемой деятельности в штатном и во внештатном режи­мах. Предусматриваются мероприятия по локализации экологического ущерба, экологи­ческий аудит для определения причин возникновения нештатной ситуации.

К нештатным ситуациям относятся: разрыв трубопроводов, утечки воды из разво­дящей сети, ледошуговые осложнения на водозаборах, утечки озона, хлора на станциях обеззараживания воды, нарушение правил хранения реагентов и техники безопасности в хлорном хозяйстве предприятий и др.

Предприятия ВКХ должны быть экологически безопасными. Совокупность управ­ленческих, технологических, финансово-экономических мероприятий, направленных на снижение воздействия предприятий ВКХ на окружающую природную среду при со­хранении целей производства (подготовка, транспортирование к потребителю воды пи­тьевого качества и очистка образующихся сточных вод), составляет экологизацию эко­номики.  

Структурная перестройка экономики должна проводиться в условиях изменения законодательства в области экологизации: ужесточения госстандартов на качество пить­евой и сбрасываемой вод и требований к технологическим процессам с определением целей производства, обеспечивающих восстановление качества среды обитания; подго­товку воды, которая бы не наносила ущерба здоровью населения и природным объектам в течение всего жизненного цикла.

Экологически ориентированное управление производством представляет собой си­стему планирования и контроля на разных этапах, основными из которых являются:

  • составление производственной программы. Для новых предприятий программа предусматривает последовательность соблюдения стадий проектирования, экспертизы, получения разрешительной документации и т.д. Если модернизируется старое предпри­ятие, то речь идет о замене устаревшего оборудования водоразводящих сетей и старой технологии очистки на новую;
  • календарное планирование подготовки и проверки состояния работы очистных сооружений, реагентного хозяйства, насосного оборудования и водоразводящих сетей. Водоразводящие сети должны регулярно прочищаться и промываться растворами реагентов с целью поддержания в них должной санитарно-гигиенической обстановки;
  • производственный контроль;
  • постоянный контроль качества воды.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится при возникновении угрозы значительного экологического ущерба и используется для прогноза таких последствий, также нахождения способов снижения отрицательных воздействий предприятий ВКХ на окружающую природную среду. Важнейшей мерой экологического контроля на предприятии является экологи» кая ревизия. Она предусматривает систематическую документально подтверждаем оценку руководства предприятия с экологических позиций. Достигается это создан системы экологического контроля на предприятии.

Крупные предприятия могут создавать у себя экологическую службу более высокого уровня, что требует больших расходов, которые в перспективе окупаются и приносят экономический эффект. Средние предприятия могут содержать специалиста в ранге менеджера- консультанта по экологическим вопросам. Крупные вопросы экономического аудирования решаются обращением к аудиторским, консультативным, инжиниринговым фирмам.

Менеджер-консультант, полностью отвечающий за экологическую безопасное и предприятии, подчинен непосредственно директору и не может быть включен в штат службы главного инженера в качестве инженера по технике безопасности.

Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на окружающую среду (в дальнейшем экологическая оценка (ЭО) - это проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельно (ГОСТ 14001Р).

Основными составляющими процесса ЭО являются:

  • анализ (прогноз) и оценка значимости воздействий объекта ВКХ на окружающую среду;
  • консультации с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемых решений;
  • использование результатов прогноза воздействий и консультаций для последующих решений, относящихся к проектированию, строительству и эксплуатации объекта.

Участниками ЭО являются: инициатор намечаемой деятельности (заказчик, инвестор) исполнители, органы государственной власти и местного самоуправления, другие заинтересованные лица (общественные и научные организации, население и широкая общественность).

Наиболее важными элементами системы ЭО являются государственная экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.

Экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимо реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных благоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и  связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Стадии интвестиционного проектирования, экологической оценки и утверждения проекта

ГЭЭ -государственная экологическая экспертиза; ОЭЭ - общественная экологическая эксперти­за; 3/Н заключение от общественной экологической экспертизы и наблюдатели от нее; ОВОС- оценка воздействия на окружающую среду; ТЭО - технико-экономическое обоснование; ООС- охрана окружающей среды; * - органы местного самоуправления, государственного надзо­ра (контроля), в т.ч. природоохранные, и другие. Пунктиром показаны необязательные элементы процедуры ЭО.

Объектами экологической экспертизы (ЭЭ) являются все проекты хозяйственных объектов, и также планов и программ территориального и отраслевого развития, нормативно-технических документов, законодательных актов и др. В соответствии с этим проект каждого вновь строящегося, реконструируемого объекта ВКХ должен подвергаться экологической экспертизе. Экологическая экспертиза может быть государственной (ГЭЭ) и общественной (ОЭЭ). Результатом ГЭЭ является заключение о возможности осуществления намечаемой деятельности. Таким образом, только положительное заключение дает право на строительство объекта ВКХ, изменение технологии подготовки питьевой воды и проч. ГЭЭ организуется специально уполномоченными государственными органами в области ЭЭ (Министерство природных ресурсов РФ, федеральные территориальные управления, комитеты природных ресурсов при администрациях).

Предметом ЭО являются объекты, материалы по которым представляются на государственную экологическую экспертизу. Проектируемые и строящиеся объекты ВКХ будут различны как по масштабу строительства, применяемым технологиям,  так и по масштабу и характеру воздействия на окружающую среду. Отсюда проведение ЭО для всех объектов может оказаться экономически нецелесообразным. Например, в случае обеспечения водой из каптажных колодцев и одиночных скважин малых населенных пунктов при небольшом заборе воды, не оказывающем заметного влияния на динамику поверхностных подземных вод, ЭО может оказаться необязательной. Однако согласование с органами Госанэпиднадзора обязательно. Кроме того, при устройстве колодцев одиночных скважин необходимы условием является соблюдение санитарно-защитных зон (СЗЗ). И наоборот, если планируется устройство подземных водозаборов для крупного населенного пункта, необходимо учесть все виды воздействия, возникающие при заборе больших количеств воды, а именно: влияние на динамику поверхностного и подземного стока, воздействие на состояние болот и малых рек, питаемых подземными водами, изменения экосистем и т.п. Таким образом, во втором случае ЭО является обязательной и должна проводиться на каждой стадии проектирования в процессе которых проводится процедура отбора проектов на ЭО.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействия.

Правовую базу экологической оценки в РФ составляют нормативно-правовые акты природоохранной направленности.

Вернуться к списку

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Искрогаситель ИГС-55
Искрогаситель ИГС-115
Искрогаситель ИГС-45 
Искрогаситель ИГС-120
Искрогаситель ИГС-65
Искрогаситель ИГС-130
Искрогаситель ИГС-80
Искрогасители на дымоход
Сильфонный компенсатор ГОСТ
Уровнемеры для резервуаров
Уровнемеры для емкостей
Подбор сильфонных компенсаторов
Установка сильфонных компенсаторов
Предварительная растяжка сильфонных компенсаторов
Производство сильфонных компенсаторов