ООО "КОМПЕНС"
Напишите нам: zakaz@kompens.ru
Звоните: +7(499) 938-56-00

Запорная арматуры. Надписи. Задвижки. Краны. Байпасы. Размещение арматуры тепловых сетей

Запорная арматура предназначена для перекрытия или открытия потока рабочей среды в трубопроводе. В качестве запорной арматуры на трубопро­водах пара и горячей воды используют краны, задвижки, вентили и пово­ротные заслонки.

Запорная арматура должна обеспечивать в закрытом состоянии отсут­ствие протока через нее среды (то есть плотность закрытия), а также ми­нимальное гидравлическое сопротивление для транспортируемой среды в открытом состоянии. Применять запорную арматуру в качестве регулирую­щей не допускается. Неполное открытие или закрытие запорной арматуры ведет к дросселированию транспортируемой среды и ускоренному эрози­онному износу рабочих поверхностей затвора. При работе трубопровода запорная арматура должна быть либо полностью открыта, либо полностью закрыта.

Надписи на запорной арматуре

На вентили, задвижки и приводы к ним должны быть нанесены надписи следующего содержания:

а) номер или условное обозначение запорного или регулирующего орга­на, соответствующие эксплуатационным схемам и инструкциям;

б) указатель направления вращения в сторону закрытия («3») и открытия («О»),

Надписи на вентилях, задвижках и приводах делают в следующих местах:

а) при расположении штурвала вблизи корпуса вентиля (задвижки) — на корпусе или изоляции вентиля (задвижки), или на прикрепленной таб­личке;

б) при дистанционном управлении с помощью штурвала — на колонке или кронштейне штурвала;

в) при дистанционном управлении с помощью цепи — на табличке, не­подвижно соединенной с кронштейном цепного колеса и закрепленной в положении, обеспечивающем наилучшую видимость с площадки управле­ния;

г)  при дистанционном управлении вентилем или задвижкой, располо­женными под полом площадки обслуживания, с помощью съемного штур­вала (конец вала утоплен в полу и закрыт крышкой) — на крышке с вну­тренней и внешней сторон;

д) при дистанционном управлении с помощью электропривода — у пу­скового включателя;

е) при дистанционном управлении надписи должны быть нанесены и на маховики управляемой арматуры.

Задвижки

По устройству для подъема затвора задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным штоком. У задвижек с выдвижным штоком шток движется вверх-вниз, вместе со штоком перемещается затвор. У задвижек с невы­движным штоком затвор перемещается вверх-вниз по резьбе, нарезанной в нижней части штока. При выходе штока из корпуса задвижки устраива­ется сальниковое уплотнение из пеньковой набивки, которая укладывается кольцами вокруг штока и сжимается грундбуксой. В настоящее время все большее применение находят сальники, выполненные из фторопластовых колец.

Задвижка

а — с невыдвижным штоком, б — с выдвижным штоком

На (рис. а) изображена задвижка с невыдвижным штоком с клиновым затвором. Задвижка состоит из корпуса и крышки корпуса, между которы­ми зажата паронитовая прокладка. Затвор состоит из двух дисков и вкла­дыша. Для перемещения затвора служат шток, нарезная втулка и маховик. В нижней части штока нарезана резьба, на которую навернута нарезная втулка. На втулке свободно закреплены диски клинового затвора. При вращении маховика резьбовая втулка двигается по резьбе штока вверх или вниз, поднимая и опуская затвор.

У задвижек с выдвижным штоком (рис. б) резьба нарезана в верхней части штока. В центре маховика закреплена резьбовая втулка из медного сплава. При вращении маховика шток поднимается вверх или опускается вниз по резьбе, нарезанной в резьбовой втулке. По тому, насколько шток выступает над маховиком, можно определить степень открытия задвижки. Задвижка имеет параллельный двухдисковый затвор. Диски затвора дви­жутся по направляющим в корпусе. При опускании затвора вниз до упора распорный клин упирается в низ корпуса и, раздвигая диски, прижимает их к уплотнительным поверхностям корпуса.

Краны

Кран состоит из двух основных деталей: неподвижной — корпуса и вра­щающейся — пробки. Шаровой кран 11б27бк имеет пробку в фор­ме шара, герметичность которой обеспечивается двумя уплотнительными кольцами из фторопласта со сферической поверхностью.

Шаровой кран

Латунный корпус крана 11б27бк состоит из двух частей, которые собира¬ются на резьбе. Алюминиевая ручка крана фиксируется в двух положени¬ях — открытом и закрытом. Присоединение крана к трубопроводу — муф¬товое. Кран является полнопроходным, диаметр отверстия в пробке равен внутреннему диаметру трубопровода, поэтому шаровой кран создает наи¬меньшее сопротивление потоку. Фторопластовые кольца обеспечивают вы¬сокую герметичность крана. Затвор крана — пробка — вращается в корпусе вокруг своей оси. Для полного открытия или закрытия пробку поворачи¬вают на 90°. Шаровые краны 11б27бк применяют на трубопроводах пара и горячей воды при давлении до 1,6 МПа и температуре до 150 °С.
При более высоких давлениях и температурах применяют шаровые краны с более стойкими уплотнительными материалами. Шаровой кран M10S2 состоит из корпуса 1 и крышки 2 из оцинкованной стали, соединенных между собой шпильками и гайками. Шар 3 из нержавеющей стали уплотнен кольцами 5 из армированного сталью (графитом) политетрафторэтилена PTFE. Другое название этого полимера — тефлон, в Рос-сии — фторопласт — 4. Ручка 7 управляет штоком 4 из нержавеющей стали, который поворачивает шар 3 в положение «закрыто — открыто». Уплотнение штока осуществляется кольцами 6 из армированного политетрафторэтилена PTFE. Присоединение шаровых кранов серии Ml OS к трубопроводу может быть муфтовым, фланцевым или под приварку.

Шаровой кран M10S2

Вентили

Вентиль перекрывает проход среды перемещением затвора (клапана) в направлении, параллельном оси потока. К достоинствам вентилей отно­сится высокая герметичность закрытия, благодаря чему они широко при­меняются на теплопроводах. Фланцевый вентиль 15ч14п изготав­ливается из чугуна. Чугунная арматура при монтаже на трубопровод должна быть защищена от напряжений изгиба.

Плоское основание клапана имеет уплотнительное кольцо из пластмассы (фторопласта). Перемещение клапана происходит при ввинчивании штока в ходовую гайку, жестко закрепленную в стойке. Шток при вращении ма­ховика против часовой стрелке поднимается, открывая клапан. На махови­ке указано направление его вращения для открытия или закрытия вентиля. Вентиль устанавливается так, чтобы поток среды был направлен под кла­пан и в закрытом положении давил на клапан со стороны седла. На корпусе вентилей имеется стрелка, указывающая направление потока среды. Если вентиль установить неправильно, при открывании клапан может оторвать. Кроме того, такой вентиль оказывает большее гидравлическое сопротивле­ние. Шток при выходе из корпуса имеет сальниковое уплотнение, похожее по конструкции на уплотнение штока задвижек. Многие вентили имеют верхнее уплотнение, которое позволяет производить замену сальника при полностью поднятом вверх штоке. Фланцевый вентиль 15ч14п может при­меняться при давлении не более 1,6 МПа и температуре не более 225 °С.

Фланцевый вентиль 15ч14п

Муфтовый вентиль HV3

У бронзового вентиля HV3 крышка 4 вворачивается в корпус 1, в который ввернуто седло 2 из нержавеющей стали. Клапан 3 из нержавеющей стали закреплен на штоке 6, который может быть выполнен из бронзы или нержавеющей стали. Шток при выходе из крышки уплотняется сальником 5 из тефлона. Для сжатия сальникового уплотнения служит гайка 8, которая давит на бронзовую буксу 7. Вращение штока осуществляет алюминиевый маховик 9.

Байпасы у запорной арматуры

Для регулирования скорости прогрева ответственных трубопроводов, а также для снижения перепада давления на рабочих органах арматуры па­раллельно ей должны устанавливаться байпасы для пропуска части потока среды в обход арматуры. Байпасы у задвижек и затворов предусматривают:

  • на водяных тепловых сетях диаметром 500 мм и более при давлении 1,6 МПа и более;
  • на водяных тепловых сетях диаметром 300 мм и более при давлении 2,5 МПа и более;
  • на паровых сетях диаметром 200 мм и более при давлении 1,6 МПа и более.

Размещение арматуры тепловых сетей

На тепловых сетях запорную арматуру устанавливают:

  • на всех трубопроводах выводов тепловых сетей от источников теплоты;
  • на трубопроводах водяных сетей условным диаметром 100 мм и более на расстоянии не более 1000 м (секционирующие задвижки) с устрой­ством перемычки между подающим и обратным трубопроводами;
  • в водяных и паровых тепловых сетях на трубопроводах ответвлений ус­ловным диаметром более 100 мм, а также на трубопроводах ответвле­ний к отдельным зданиям независимо от диаметра;
  • на конденсатопроводах на вводе к сборному баку конденсата.

Вернуться к списку

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Искрогаситель ИГС-55
Искрогаситель ИГС-115
Искрогаситель ИГС-45 
Искрогаситель ИГС-120
Искрогаситель ИГС-65
Искрогаситель ИГС-130
Искрогаситель ИГС-80
Искрогасители на дымоход
Сильфонный компенсатор ГОСТ
Уровнемеры для резервуаров
Уровнемеры для емкостей
Подбор сильфонных компенсаторов
Установка сильфонных компенсаторов
Предварительная растяжка сильфонных компенсаторов
Производство сильфонных компенсаторов