Пуск паропровода из холодного состояния
Для паропровода характерны большая протяженность, сложная конфигурация и значительная разница в толщине отдельных деталей — труб, арматуры и соединительных частей (тройников, отводов и др.). При прогреве паропровода для снижения возникающих тепловых напряжений существенное значение имеет исправность его тепловой изоляции, опор, креплений и возможность свободного перемещения паропровода при прогреве. В начале прогрева пар, поступающий в паропровод, конденсируется. Во избежание гидравлических ударов конденсат должен удаляться через дренажные устройства. При гидравлических ударах процесс прогрева прекращается, и паропровод усиленно дренируется.
По мере прогрева металла конденсация пара уменьшается. Передача тепла от конденсирующегося пара к стенкам паропровода происходит с большой скоростью, поэтому внутренние слои металла нагреваются больше, чем наружные, в результате возникают разность температур по толщине стенок и дополнительные внутренние напряжения в металле. Температура фланцев, арматуры и соединительных частей, имеющих большую толщину стенки, меньше температуры труб. При быстром нагреве в этих деталях, а также в местах их приварки к паропроводам могут возникнуть опасные термические напряжения, которые ведут к образованию трещин, поэтому скорость прогрева паропроводов обычно определяется с учетом условий прогрева арматуры, фланцев и других фасонных деталей.
В процессе прогрева производятся наблюдения и контроль за расширениями паропровода по установленным реперам и проверяется состояние опор и подвесок. При защемлении паропровода или при значительном ослаблении подвесок следует приостановить прогрев и устранить неисправности.
Пуск пара в паропровод производится по письменному распоряжению ответственного лица (например, начальника котельной). Перед пуском пара необходимо:
- проверить состояние тепловой изоляции и опорно-подвесной системы трубопровода.
- убедиться в отсутствии посторонних предметов в непосредственной близости от паропровода (в том числе подмостей, лесов, оставшихся после ремонта), которые могут помешать выполнению пуска.
- проверить исправность лестниц и площадок для обслуживания трубопровода.
- проверить наличие и исправность контрольно-измерительных приборов на трубопроводе.
- в целях недопущения защемления трубопровода проверить наличие нормативных зазоров между трубами, его опорно-подвесной системой, арматурой и другими элементами с одной стороны и строительными конструкциями — с другой;
- убедиться в готовности запорной арматуры к пуску (надежность крепления приводов, отсутствие цепей, хомутов на штурвалах и приводах, легкость хода подвижных частей арматуры, подключение электропитания к электроприводам);
- проверить состояние дренажных линий, воздушников и их арматуры.
Перед прогревом трубопровода необходимо полностью открыть все дренажные устройства прогреваемых участков. При пуске пара в начале прогрева поступающий пар конденсируется на входе в трубопровод. По мере прогрева стенки трубы зона конденсации перемещается по паропроводу.
Допустимые скорости прогрева и расхолаживания паропроводов свежего пара
1 — 194x36 мм; 2 — 245x32 мм; 3 — 219x32 мм; 4 — 219x52 мм; 5 — 325x60 мм; 6 — 275x62,5 мм
При прогреве стенки трубы необходимо соблюдать скорость прогрева, которая устанавливается соответствующими графиками. Она зависит от диаметра трубы, толщины стенки, металла, из которого изготовлена труба, начальной температуры. Скорость должна быть установлена в производственной инструкции по обслуживанию паропровода и доводиться до персонала при проведении инструктажа.
Прогрев паропровода производится посредством подачи пара через байпас запорной арматуры. При этом следует полностью открыть первый вентиль (запорный), а затем медленно и осторожно приоткрыть регулирующий вентиль. При засорении дренажа его необходимо продуть быстрым закры-
тием и открытием вентиля. Если засорение не устранено, следует прекратить прогрев и отключить трубопровод для ремонта дренажа.
По мере появления из дренажных линий струи пара производится их последовательное закрытие. При появлении шума, вибрации, ударов — признаков гидравлического удара — надо немедленно прекратить подачу пара до полного удаления из трубопровода скопившегося конденсата. Необходимо осмотреть трубопровод и проверить дренажи, после чего можно приступить к дальнейшему прогреву паропровода.
Постепенно увеличивая подачу пара, нужно вести дальнейший прогрев трубопровода до установления рабочего давления. При этом необходимо контролировать перемещения паропровода по указателям, не допуская его защемления. После установления рабочих параметров пара надо включить паропровод в работу, открыть главную задвижку (вентиль), закрыть байпасную линию и сделать запись в оперативном журнале.